Мозаика
Содержание:
- Фонтан в Зеленограде
- Основные способы мозаичной кладки
- Какая бывает мозаика
- Академия Платона
- Византия
- Внешность и характер[]
- Мозаика «Евхаристия»
- Фонтан во Владивостоке
- Подводное царство
- «Пришедшие из ниоткуда»
- Рим
- Смальтовая мозаика
- Этапы развития византийского искусства в мозаике
- Источники
- Какой была мозаика раньше
- Александр Македонский и Дарий в «Битве при Иссе»
- Кто делал мозаики для Новокузнецкой
- Участие в литературной Саге[]
- Флоренция
Фонтан в Зеленограде
Площадь Юности
Группа «Спасем чудесную мозаику фонтана на пл. Юности» в социальной сети «Вконтакте» / Fair use
Центр электронной промышленности СССР строился по единому плану. Здесь все однообразно: дом-флейта, ансамбль Центральной площади, кинотеатр «Электрон», заводские помещения. Однако, не разрешая вольностей в больших формах, власти сквозь пальцы смотрели на детали оформления, и именно в них архитектор мог проявить себя. Специалистам, строившим «город юности», едва исполнилось 30 лет, и в абстрактной мозаике, украшавшей фонтан, выразилась их свобода и стремление реализовать свои творческие амбиции. Фонтан снесли в 2017 году во время реконструкции площади, несмотря на протесты защитников исторического наследия.
Основные способы мозаичной кладки
Выбрав материал для мозаики, важно применить правильный способ укладки. Существует четыре основных варианта монтажа
Маркетри
Один из самых простых вариантов укладки с использованием подготовленного трафарета. Подобранные тессеры, как правило, прямоугольной формы и маленьких размеров, склеивают по боковым поверхностям и заполняют пространство рисунка, учитывая цветовые сочетания.
Применяется как в создании картинных произведений, так и несложных орнаментов
Чаще всего техника маркетри используется для мозаики из смальты, но и древесные композиции с бронзовыми или медными вставками выглядят весьма интересно.
Интарсия
Более сложный способ монтажа с укладкой модулей в углубление заранее вырезанного контура. В этой технике тессеры подбираются с максимальной точностью, склеиваются, а затем шлифуются либо полируются.
Интарсия позволяет воплотить более замысловатые и изящные дизайнерские решения
Основным материалом для мозаики служит дерево со вставками из камня, слоновой кости, перламутра, бронзы и латуни.
Инкрустация
Очень сложный и трудоёмкий способ укладки, редко применяемый в наше время. Осуществляется путём врезки в подготовленную поверхность модулей из различных материалов.
Основная особенность – тессеры монтируются заподлицо с поверхностью
Максимум внимания уделяется выбору материалов. При металлической инкрустации к тёмному фону подбирают светлые вставки из серебра, мельхиора, нержавеющей стали, различных сплавов. Светлый фон требует тёмных вставок из меди, чёрного металла.
Блочная мозаика
Процесс изготовления мозаики этого вида достаточно длительный, но не очень сложный. Сначала из различных модулей основного материала склеивают блоки, которые затем разрезают на небольшие пластины с однотипным рисунком. Полученные детали вставляют в подготовленные углубления или просто монтируют на поверхность.
Настенные панно из клееных пластин представляют блочный рисунок
Для блоков в основном используется дерево, но возможны и другие варианты – кость, рог. Современный способ механической прессовки позволяет снизить трудоёмкость процесса.
Пример декорирования мозаикой в этом небольшом видео:
Watch this video on YouTube
Какая бывает мозаика
На смену монументальной старинной укладке мозаики пришли современные технологии. Кроме того, всегда можно отойти от типового предложения производителей и придумать свой уникальный декор.
Стеклянная и смальтовая
Сегодня большой популярностью пользуется венецианское стекло. В процессе его изготовления включают разнообразные добавки, благодаря которым камушки принимают роскошные оттенки. Большое разнообразие областей применения стеклянной мозаики стало возможным благодаря достоинствам материала:
- высокая жаростойкость;
- ударопрочность;
- водостойкость;
- морозоустойчивость.
Чем меньше кусочки стекла, тем чётче будет детализация рисунка или узора.
Стеклянную мозаику с добавлением солей калия называют смальтовой. Она имеет такую же богатую оттеночную палитру с одной лишь разницей: поверхность её непрозрачна, но с особым свечением изнутри. Во время производства стекло растирают до порошкообразной массы и запекают вторично 24 часа при температуре около 800ºС с использованием специальных красителей.
Каждый элемент уникален, имеет свой оттенок и структуру, матовую или глянцевую поверхность. Дизайнер из мелких пластинок складывает живописные аккорды, которые создают затем уникальный узор в картине или орнаменте.
Керамическая и металлическая
Керамическая мозаика внешне напоминает плитку, только меньшего размера. Производители выпускают большое разнообразие оттенков, можно подобрать элементы с глазурованной поверхностью или с необычными спецэффектами, например, растрескивания, вкрапления другого тона, с имитацией неоднородной структуры.
Керамика прочнее, чем стекло. Кроме того, она устойчива к износу и отличается интересным внешним видом. Поверхность имеет рельефную структуру, благодаря которой создаётся необычная игра оттенков. Такая мозаика прекрасно сочетается с плиткой или керамогранитом.
Металлическая – это современная интерпретация мозаики. Элементы в виде штампованных колпачков из нержавейки высотой 4 мм закрепляются на резиновом основании, которое придаёт плитке определённую жёсткость. Овальная, многоугольная, квадратная и прямоугольная форма элементов позволяет выложить из них сложный узор.
Из натурального и искусственного камня
Мозаика из натурального камня передаёт природный оттенок материала и его неповторимую структуру. В производстве используют разные породы: оникс, мрамор, аметист, травертин, малахит и сланец. Это всегда эксклюзивная работа, поскольку каждый элемент уникален по-своему.
Поверхность натурального камня можно отшлифовать. Кроме того, производители предлагают интересную обработку с помощью состаривания. Такая технология сделает оттенок приглушённым, а края элементов более гладкими.
Натуральный камень – это идеальное решение для фасадов и ландшафтного дизайна. Его широко применяют для отделки ресторанов, магазинов или офисов. Природная энергетика материала позволяет использовать его и для квартир или частных домов. Художники создают уникальные панно из натурального камня с необычным изображением или натюрмортом.
Мозаика из искусственного камня имитирует природную структуру натурального материала. Она имеет массу достоинств:
- отличную прочность;
- долговечность;
- устойчивость к температурным перепадам и повышенной влажности;
- не подвержена воздействию ультрафиолета.
Мозаика имеет ритмичный узор, похожий одновременно и на каменную шкатулку, и на цветной витраж, и на сложный рисунок, который словно соткан из множества плетёных деталей. В процессе производства добавляют чипсы натурального камня, поэтому каждый элемент приобретает уникальную фактуру. Поверхность, выложенная из такого материала, словно светится изнутри, создавая неповторимые переливы.
Зеркальная, золотая и платиновая
Отдельного внимания заслуживает зеркальная мозаика. Она очень близка стеклянной, но используется только для декоративного оформления поверхностей.
Самая дорогая мозаика изготовлена из золота и платины. Некоторые коллекции полностью выполнены вручную. Мастера прокладывают между двумя стёклышками золотую фольгу 585 пробы. Штучные элементы – это настоящее произведение искусства. Из них делают только декоративные вставки в общую композицию при отделке стен или полов, особенно роскошно они смотрятся на дне бассейна.
Академия Платона
Академия Платона — знаменитая философская школа, в которой были заложены многие основы современной цивилизации. Мозаика в одной из вилл Помпеев, как предполагается, изображает группу философов классического периода. Второй слева — Лисий, третий слева — Платон. Сама картина лаконична и почти схематична в изображении деталей. Античный храм, дерево, капитель колонны обозначены, но не прорисованы, хотя складки на одеждах точны и реалистичны.
Композиция и манера исполнения позволяют предположить, что мозаика выполнена по картине греческой школы. Но к моменту изготовления мозаики в Помпеях царил иной стиль — к сюжетному изображению мастера мозаики добавили шикарную рамку с пышным декоративным переплетением фруктов, лент, листьев и восемью комическими масками. Каждая маска — оригинальна, они не повторяются, и их смешные гротескные гримасы словно смеются над пафосом центрального сюжета.
Некоторые историки считают, что на мозаике изображен вовсе не Платон и совсем не его Академия, а заседание ученых Александрийского Музея (который был совсем не музей в нашем понимании, а нечто вроде академии наук и университета в одном флаконе)
По большому счету — так ли это важно? Сидят люди, беседуют о важном, а вокруг смеются маски — сколько раз еще повторит такую коллизию мировое искусство..
Материалом для мозаики послужили мраморные кубики с добавлением смальт. Сейчас мозаика находится в Неаполе, в Национальном археологическом музее.
Академия Платона. Мозаика. Помпеи (Вилла Т. Симиния Стефана). Начало I в. до н. э.
Византия
Самая древняя мозаика Византии датирована III-IV вв. н.э. Золотое время данной технологии приходится на VI-VII и IX-XIV вв. н.э. Учитывая дороговизну материалов и работы, основным заказчиком мозаики Византии была католическая церковь. Великолепная древняя мозаика сохранилась в храмах Италии (в Равенне, Монреале, Чефалу) и Турции (в Соборе святой Софии в Стамбуле). Основные мотивы – библейские сюжеты.
Византийская мозаика – это эталон, она характеризуется высоким художественным мастерством. Изображения точны, предпочтение отдаётся большим полотнам, учитывается эффект масштаба: удалённость зрителя, его местоположение. Отличительная черта рисунка – наличие контура у каждого изображённого объекта. Цель приёма – зрительно выделить элемент на общем, чаще золотистом, фоне при просмотре с большого расстояния.
Мозаика «Христос Пантократор». Кафедральный собор епархии Чефалу (Италия, о. Сицилия). 1145-1148 гг.
Как выглядит смальта
Мастера в своей работе использовали смальту – цветное стекло. Технология основана на добавлении к стеклу оксидов металлов, придающих плитке необходимый цвет. В мастерских получали до нескольких сотен различных оттенков. Материал для мозаики в Византии был очень дорог. Для создания панно прибегали к смальте с добавлением сусального золота, подмешивали медь и ртуть. Технология характеризуется плотностью расположения пластин (небольших квадратов, реже иной формы) и применением прямого набора при их укладке. Готовое полотно имеет неровную поверхность и характерный блеск.
Внешность и характер[]
— Когда она попала в школу, ее имя было Аик, фамилии не помню. Мало того, что имя странное, она еще страдала от потери пигмента кожи. Щеки ее были усеяны светлыми пятнами, это на самом деле было похоже на мозаику. Вылечили ее, конечно, уже после первого семестра, чародейка не может иметь каких-либо пятен. Но обидное поначалу прозвище прижилось. И быстро перестало быть обидным. Она сама его полюбила. |
Литта Нейд
Мозаика предстает перед Геральтом стройной привлекательной девушкой с гладко зачесанными, «прилизанными» волосами.
Молодая волшебница показала себя умной, проницательной и решительной женщиной, готовой преодолевать трудности на пути к поставленной цели, но также и способной рискнуть собой ради других.
Мозаика «Евхаристия»
На этой старинной мозаике изображен момент причащения святых апостолов в присутствии архангелов, когда Иисус раздает своим последователям хлеб и вино (Тело и Кровь Христову). Интересно, что Спаситель изображен два раза: он стоит и слева, и справа от престола.
Фрагмент знаменитой мозаики. /Фото:pravlife.org Эта мозаика также необычайно насыщенна с точки зрения цветовой гаммы: апостолы изображены в белых одеяниях, Господь – в синем плаще и пурпурном хитоне с золотом. Дополняет эту картину престол малинового цвета. Мозаика «Евхаристия». Центральная её часть. /Фото:pravlife.org
Фонтан во Владивостоке
Океанский проспект, 43
1 / 3
Константин Антипин
2 / 3
Константин Антипин
3 / 3
Константин Антипин
Дно фонтана при Дворце пионеров, открывшемся в 1980 году (автор проекта Антонио Михе получил за эту работу престижную государственную премию), украшала абстрактная композиция. Как раз в этом ценность советской мозаики: она позволяла разнообразить городскую среду, где все было построено по единым лекалам, и была ярким пятном на ткани города. Осенью 2018 года фонтан уничтожили: власти решили, что ремонт «экономически нецелесообразен». Архитектурный ансамбль Дворца пионеров, включавший в себя и фонтан, оставался одним из последних нетронутых модернистских зданий Владивостока.
Подводное царство
Мозаика с изображением обитателей морских глубин известна также под названиями «Рыбы», «Морское дно» и — даже — «Морские гады». На черном фоне представлена энциклопедия рыб и животных, обитавших в морской пучине и хорошо известных авторам мозаики, так как большинство существ (больше двадати различных жителей моря) не только узнаваемы, но и переданы с поразительной точностью. С помощью нюансов цвета художник воспроизвел характерную окраску рыб, включая даже мелкие детали — плавнички, линии жабр, присоски осьминога и т.п.Композиционный центр картины — осьминог, обвивший щупальцами лангуста. Близко посаженные и подчеркнутые глаза осьминога кажутся направленными прямо на зрителя картины. Осьминог словно ведет диалог со зрителеем сквозь стекло современного аквариума, в то время как остальные рыбы заняты своими делами. Впрочем, не подлежит сомнению, что все представленные виды рыб, моллюсков, ракообразных составляли значительную часть рациона помпейцев, так что мозаика — своего рода иллюстрация к кулинарным пристрастиям двухтысячелетней давности.
Подводное царство (Морское дно)
Было бы несправедливо не уделить внимания сохранившимся образцам внутреннего убранства дворов и вилл Помпеи. Жители древнего города знали толк не только в изобразительных искусствах, но и умели обустраивать свои дома с изяществом и роскошью.
Вероятно, большинство полов в домах аристократии и богатых семейств украшали геометрические и растительные орнаменты, выложенные из черных и белых элементов. Но не редкость и огромные цветные напольные композиции (вроде уже упоминавшейся Битвы при Иссе).
Мозаичный пол
Мозаичный пол.
Размер мозаичных элементов в облицовке колонны составляет порой всего несколько миллиметров.
Мозаичная колонна из Помпеи. (Сейчас в Национальном Археологическом музее Неаполя)
История римской мозаики далеко не исчерпывается художественными картинами, найденными в Помпеях. Однако именно засыпанный пеплом город дал представление о том, насколько масштабно применялась мозаика в искусстве внешней и внутренней отделки общественных зданий и жилых домов в древне-римском мире
Погибнув, Помпея стала памятником себе и древней цивилизации, уделявшей столь значительное внимание красоте и эстетике своей повседневной жизни
ГАЛЕРЕЯ ПОМПЕЙСКИХ МОЗАИК:
Использованы материалы сайтов.
«Пришедшие из ниоткуда»
26 мая 1997 года в австралийском парламенте был зачитан доклад Bringing Them Home («Их возвращение домой»), в котором содержались материалы исследований по итогам программы изъятия детей коренного населения
Даже не принимая во внимание этическую сторону вопроса, приходилось признать, что весомых результатов добиться не получилось: существенного улучшения положения детей, выросших «в цивилизации», не произошло. По сравнению с детьми-аборигенами, воспитанными в своих собственным семьях, «изъятые» получали примерно такое же образование и примерно так же были трудоустроены
Премьер правительства Австралии Кевин Радд после публикации доклада публично извинился перед австралийцами.
Некоторое преимущество вторых проявлялось разве что в уровне доходов – в первую очередь благодаря жизни в городах и доступу к получению социальных выплат. Зато «сироты» чаще имели проблемы с властями, больше употребляли алкогольные и наркотические вещества, реже получали профессию. Отсутствие личной истории сказывалось и в отдаленной перспективе – отмечались ухудшение здоровья, в том числе и психического, высокий уровень суицидов. Расследование выявило к тому же, что значительное количество детей, изъятых из семей, подвергались разного рода насилию.
Еще до написания доклада появился термин «украденные поколения» — впервые его использовал в своей статье, а потом — книге историк Питер Рид из Австралийского национального университета. Общественный резонанс был настолько большим, что проблемой занялась и Комиссия ООН, а властями Австралии были принесены публичные официальные извинения коренному населению. Словами дело не ограничилось – суды начали принимать иски о возмещении вреда, причиненного таким разрушением семей, и были сформированы фонды, из которых выплачивались соответствующие компенсации.
В 2007 году умерла старейшая, как считается, из детей «украденных поколений» — Белинда Данн, ее именем при рождении было Куинлин Варраку. Куинлин увезли из семьи в 1908 году, когда ей было восемь, незадолго до смерти она впервые встретила своего 97-летнего брата. Прядь ее волос была захоронена рядом с могилой матери в селении Лунлунгай, где она появилась на свет и прожила первые годы.
Популярная австралийская певица Кристин Ану и олимпийская чемпионка Кэти Фримен, обе — из семей тех, кто когда-то был изъят у родителей-аборигенов.
В Австралии начиная с 1998 года стали отмечать Национальный день сожаления – он приходится на 26 мая – день, в который был озвучен доклад «Их возвращение домой».
Рим
Древняя мозаика Рима стала базой, которой воспользовались будущие поколения мастеров. Но в то же время римская мозаика как искусство, как технология была заимствована у греков. В работе используются кусочки смальты или мелкого камня — преимущественно мрамора и других натуральных камней — в форме квадрата или прямоугольника. Традиционно римская мозаика использовалась для декора стен и полов помещений (и публичных, и частных).
Самая древняя мозаика датирована II в. до н.э. и найдена на греческом острове Делосе. Первые образцы – геометрические орнаменты, набранные из целых необработанных камней. Позднее появились стилизованные изображения людей и животных.
Известны следующие техники:
- Opus tessellatum, при которой в работу шли тессеры (каменные осколки) размером свыше 4 мм;
- Opus vermiculatum, для которой брали тессеры величиной не более 4 мм, что позволяло прорисовывать мелкие детали;
- Opus sectile, сочетавшую и крупные и мелкие пластины;
- Opus regulatum, где картины формируются из кусочков породы одинакового размера, выложенных ровными линиями.
Прекрасно сохранившаяся римская мозаика с Посейдоном. Турция, г. Газиантеп.
- Светлый фон, хаотично набранный из однородных камней;
- Декоративные элементы (узор, фигуры) формируются за счёт более мелких фракций;
- Цветовая гамма картины ограничивается финансовыми возможностями заказчика – чем монументальнее проект, тем он дороже, тем более разнообразный материал используется, тем лучше художник может показать своё искусство и мастерство.
Смальтовая мозаика
Смальта — это разновидность стеклянной мозаики. Но в отличие от последней в состав смальты входят соли калия, а не натрия, и другие природные соединения, придающие материалу цвет. Современную смальту получают в результате прессования мелких частичек плотно окрашенного стекла с добавлением оксидов и спекания при температуре 700-800°C в течение суток. В результате материал приобретает отличные физико-химические свойства: ударопрочность, морозоустойчивость, стойкость к различным агрессивным чистящим средствам. Смальта интересна тем, что непрозрачна, но будто бы светится изнутри. Кроме того, каждый кубик немного отличается от других оттенком. Из-за этого большая поверхность, выложенная смальтой одного цвета, не выглядит уныло. Имеющиеся технологии позволяют получать до 10 тысяч оттенков смальты.
Настоящая смальта выглядит очень достойно: ее легко узнать по насыщенному цвету, даже самые светлые тона не имеют никаких белых включений. Она имеет очень гладкую и приятную на ощупь поверхность, с которой легко удаляются любые загрязнения (легче, чем с поверхности недорогих стеклянных мозаик). Кроме внешнего вида, смальта отличается от стекла по техническим характеристикам. Ей присуща устойчивость к абразивному износу, что делает ее пригодной для укладки в местах с повышенной нагрузкой как внутри здания, так и снаружи (коридор, кухня, поверхность около бассейна, крыльцо).
Этапы развития византийского искусства в мозаике
История византийской мозаики насчитывает много веков. Первые найденные образцы смальты датируются I и II веком до н.э. А наиболее древние из сохранившихся мозаик относят к III-IV векам. Самые известные древние образцы византийского мозаичного искусства считаются изображения в Равенне и в Айе-Софии, Константинополь.
В Киеве тоже найдены образцы древней смальты. Считается, что древнерусские мастера работали под руководством художников Византии. Своего пика это искусство достигло именно в период расцвета Империи. Далее приемы укладки картин распространились на многие страны Европы.
Вообще, искусство Империи оказало огромное влияние на культуры всей тогдашней и даже последующей Европы. Считается, что в период иконоборчества в Империи (в VIII — начале IX века) уничтожили все древние изображения.
Остались только те, на которых были изображены геометрические фигуры и кресты. Но потом, когда с иконоборчеством было покончено, искусство сложения картина с фигурами и ликами святых возродилось. И усовершенствовалось, достигнув почти небывалой красоты и изящества форм.
Однако с завоеванием Константинополя турками-османами, древние фрески Софии были на многие века замазаны штукатуркой или испорчены. В 1929 году Ататюрк приказал привести собор в порядок, отреставрировать и превратить в музей. Благодаря этому, многие древние украшения были спасены от полного исчезновения и восстановлены.
Источники
Наверное, путаницы было бы меньше, если бы информация из издательской программы ≪Интерроса≫ и Государственной Третьяковской галереи «Александр Дейнека. Исследования,книги. выставки. 2009–2011» была помещена не только в трехтомный альбом Дейнеки, но и в популярные и научные статьи. Здесь же, в художественном по сути альбоме, содержатся интереснейшие статьи с научным аппаратом. В частности именно в этой книге указаны (со ссылками на документы в архивах) вся история создания мозаик и вывоза их из блокадного Ленинграда. Информация эта помещена в третий том проекта «Дейнека. Монументальное искусство. Скульптура». Кто писал конкретно эту статью мне не ясно, но я поблагодарю всех участников и авторов статей в издании:
- Кристину Кэр, профессор Северо-Западного Университета, исследователь-стипендиат в Институте высших исследований Принстона (США),
- Егора Кошелева, художника, историка искусства, преподавателя МГХПА имени С.Г. Строганова,
- Сергея Хачатурова историк искусства, арт-критика, доцент кафедры истории отечественного искусства исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова.
Хорошо что теперь есть памятная доска Великому Мастеру, хоть и не не на своём месте. Будем помнить о нём.
Какой была мозаика раньше
От шумерской цивилизации нам осталось материальное подтверждение высокого мастерства мозаичных украшений с использованием ракушек, слоновой кости и других материалов. Самыми распространенными сюжетами мозаичных изображений были:
- тема мифологии;
- военная тема.
Очень интересно выглядит мозаика, выполненная в филигранной технике, из захоронения в Уре. Это украшенная мозаичными изображениями животных арфа.
Нельзя не упомянуть о майолике — орнаменте, выложенном из фрагментированной керамики. Покрытые глазурью или с выдавленным узором, керамические элементы с успехом применяли в процессе декорирования архитектурных сооружений в средневековой Испании и Португалии.
Поливные кирпичи или майолика служили средством украшения куполов и стен невероятной красоты зданий Самарканда, Хорезма, Бухары и прочих азиатских городов. А так как Коран не разрешает изображать животных и людей, сюжетами мозаичных композиций были сложные арабески.
Александр Македонский и Дарий в «Битве при Иссе»
Наиболее известная мозаика Помпеев — «Битва при Иссе» из Дома Фавна. Знаменитой сделало мозаику не только изображение Александра Македонского, но и художественная глубина образов, динамика всей картины, пронесенные через тысячелетия эмоциональность и драматизм.
Сюжет мозаики — один из ключевых моментов истории древней цивилизации. Битва армии Александра Македонского с войском персидского царя Дария открыла великому полководцу дорогу на восток, в Индию. И нанесла ошеломляющий удар по Персидской империи. Авторам мозаики удалось передать не только переживания главных действующих лиц, но и общий накал страстей.
Предполагается, что мозаика выполнена в 1 веке нашей эры по живописному оригиналу греческого художника Филоксена из Эритреи. Филоксен был современником Александра, поэтому весьма вероятно, что резкие, напряженные, немного угловатые черты лица Александра куда более близки к оригиналу, чем идеализированные портреты позднего времени. Лицо Дария, хотя и отражает сложную гамму чувств, скорее всего также имеет портретное сходство с царем персов.
Картина в целом поражает многоплановостью и цельностью. Сложность композиции образуют многочисленные фигуры воинов, всадников, находящихся в движении. При этом лица и детали выписаны с точностью и реалистичностью. В мозаике «Битвы при Иссе» ограничена цветовая гамма — используются черный, белый и желто-красные цвета. Ограничение это отнюдь не связано с недостатком материалов другого цвета, а является художественным замыслом, вероятно, подчиненным каким-то общим интерьерным интересам. Сложно судить, возможно, и живописный оригинал изначально был выполнен в такой цветовой гамме.
В настоящее время оригинальная мозаика находится в Археологическом музее Неаполя, но изначально она украшала пол в Доме Фавна в Помпеях (сейчас там размещена точная копия мозаики, выполненная мастерами из Равенны). Размер композиции — 5,84 на 3,17 метра (площадь — свыше 15 квадратных метров), количество мозаичных элементов — более полутора миллионов.
Битва при Иссе. Мозаика из Дома Фавна в Помпеях. 1 в. н.э.
Битва при Иссе. Фрагмент. Александр Македонский.
Битва при Иссе. Фрагмент. Дарий.
Кто делал мозаики для Новокузнецкой
Мозаику, обычно, делают делают двое — художник и мозачист. Художник делает эскиз, а мозаичист подбирает и раскладывает кусочки материала. Эти мозаики, которые сейчас можно видеть на новокузнецкой делал Дейнека. Воплощать в эти эскизы поручили Владимиру Александорвичу Фролову — потомственному мозаичисту в третьем поколении, выполнившему огромное количество мозаик еще до Революции. Тандем оказался успешным. Сначала были сделаны мозаики для Маяковской. В 1940 году приступили к мозаикам для Донбасской. Так называлась станция Павелецкая при проектировании… Но ведь на Павелецкой нет мозаик!
Участие в литературной Саге[]
После окончания Аретузы, Мозаика решила продолжить обучение у независимой чародейки-магистра, и попросилась в постоянные стажеры к Литте Нейд. Мэтресса в то время практиковала в городе Керак, столице одноименного королевства.
Знакомство с Геральтом дорого обошлось Мозаике
Во время первой встречи с Коралл ведьмак нарочито старался не смотреть на роскошную волшебницу, уделяя при этом повышенное внимание юной стажерке. Мозаика быстро поняла игру Белого Волка, и в глубине душе наслаждалась тем, как её властную наставницу поставили на место, при этом однако понимала что расплачиваться за это представление придется ей
И действительно, разъяренная Литта Нейд при помощи магии выкрутила левую кисть своей ученицы, известно, что девушка в процессе потеряла сознание.
Во время разрушительного шторма, уничтожившего значительную часть Керака, ведьмак попытался спасти тонущих детей, но не сумел совладать со стихией. Тогда Мозаика бросилась в воду, и забрала у Геральта одного ребенка. Даже когда очередная волна обрушила на её спину тяжеленную балку, молодая волшебница не бросила девочку и сумела спастись вместе с ней.
Это положило начало отношениям между Геральтом и Мозаикой, которая даже осмелилась бросить свою стажировку у Коралл, и уйти вместе с ведьмаком из Керака. Вскоре, однако, Белый Волк понял, что не имеет права разрушать жизнь девушки, и сбежал от неё из постоялого двора «Тайна и шепот», оставив букет цветов и письмо, в котором объяснил отсутствие перспектив их отношений и попросил не губить свою жизнь, а продолжить обучение у Литты Нейд.
Понимая, что расплата со стороны мэтрессы будет жестокой и болезненной, Мозаика все же решилась последовать совету и вернуться к своей наставнице.
Флоренция
Флорентийская мозаика Pietra Dura (с итальянского – «поделочный камень») — уникальная техника, самая сложная из существующих. Это древнейшее искусство, в основе которого положена работа с каменными пластинами.
Флорентийская мозаика была особенно популярна в XVI-XIX вв. В конце XVI в. В город были приглашены мастера из Милана, в котором создание изделий из камня в тот период времени процветало. Покровителями мастеров выступали члены семьи Медичи, которые создавали первые мастерские и впоследствии стали главными заказчиками.
- В работе использовали полудрагоценные камни — тигровый глаз, аметист, малахит, лазурит, гематит, яшму, мрамор, авантюрин, горный хрусталь, агат, халцедон;
- Проект рисунка создавался с учётом особенностей фактуры и естественного узора камней;
- Форма плиток не ограничивалась классическим прямоугольником;
- Платины укладывались настолько плотно друг к другу так, что зазор отсутствовал;
- Технику использовали для украшения стен, элементов мебели (столов, шкафов), шкатулок, шахматных досок;
- Филигранность исполнения («каменная картина»), сложность и реалистичность композиции. Мастера создавали марины, натюрморты, пейзажи, аллегорические сцены.
Мозаика, выполненная во флорентийской технике на створках деревянного шкафа, из 20000 цветных камней (яшмы, лазурита, мрамора, амазонита и прочих). Петергофская гранильная фабрика. 80-90-е гг. XIX в.
Древняя мозаика Рима стала базой, которой воспользовались будущие поколения мастеров. Но в то же время римская мозаика как искусство, как технология была заимствована у греков. В работе используются кусочки смальты или мелкого камня — преимущественно мрамора и других натуральных камней — в форме квадрата или прямоугольника. Традиционно римская мозаика использовалась для декора стен и полов помещений (и публичных, и частных).
Самая древняя мозаика датирована II в. до н.э. и найдена на греческом острове Делосе. Первые образцы – геометрические орнаменты, набранные из целых необработанных камней. Позднее появились стилизованные изображения людей и животных.
Известны следующие техники:
- Opus tessellatum, при которой в работу шли тессеры (каменные осколки) размером свыше 4 мм;
- Opus vermiculatum, для которой брали тессеры величиной не более 4 мм, что позволяло прорисовывать мелкие детали;
- Opus sectile, сочетавшую и крупные и мелкие пластины;
- Opus regulatum, где картины формируются из кусочков породы одинакового размера, выложенных ровными линиями.
- Светлый фон, хаотично набранный из однородных камней;
- Декоративные элементы (узор, фигуры) формируются за счёт более мелких фракций;
- Цветовая гамма картины ограничивается финансовыми возможностями заказчика – чем монументальнее проект, тем он дороже, тем более разнообразный материал используется, тем лучше художник может показать своё искусство и мастерство.