Средневековье: романика и готика

Альтенбургский собор

Посреди красивого зелёного поля стоит величественный собор, который за долгие годы своего существования сумел сохранить все элементы своего великолепного убранства.

Из-за больших витражных окон церковь кажется прозрачной, а в народе такая архитектурная композиция получила наименование «Kirchenschiff», что означает «церковь корабль». Уникальный классический памятник готической архитектуры имеет и ряд конструктивных особенностей.

К примеру, его витражное окно на западной стороне, возвышающееся над главным входом, является самым большим в Европе. На закате создаётся впечатление, что оно состоит из драгоценных камней, а не из простого цветного стекла.

10

Кёльнский собор

Одно из самых известных и высоких культовых сооружений Европы Кёльнский собор возводили в два этапа. Первый камень в фундамент заложили в далёком 1248 году, а вот завершилось строительство в конце XIX столетия.

Готический собор в Кёльне особо почитаемых в Германии Святых Петра и Марии поражает своим великолепием и монументальностью. Уже долгие годы эта городская жемчужина и шедевр архитектуры является гордостью горожан, а специалисты и просто туристы отмечают ажурность его форм, устремлённых ввысь шпилями башен.

По конструкции это огромная пятинефная базилика, общей площадью 8,5 тыс. м² и высотой шпиля 157 м.

По мнению многих людей, как архитекторов, так и простых туристов, этот собор является одним из самых красивых готических зданий в мире.

3

Стиль Готика | Интерьер дома

Готика это, прежде всего, архитектурный стиль. Он оказал значительное влияние на позднюю средневековую культуру в целом. Стиль зародился во Франции, но быстро распространилась на территории всей Европы, претерпевая некоторые изменения в зависимости от менталитета того или иного народа. Господство этого направления приходится на XI-XV века. Его основные черты – изящество и величественность. Готике свойственна мистичность, мрачность.

Несмотря на монументальность, величавость готических построек они не вызывают чувство угнетения, подавленности. Напротив, все здания в стиле готики изящны, они стремятся ввысь. Нотр-Дам-де-Пари – яркий тому пример. Множество арок, резные украшения фасада, узкие высокие башенки делают здание легким и нарядным. Визитной карточкой готики являются витражи, подчеркнуто-вертикальные конструкции, строгая пропорциональность зданий, в изобилии присутствующие украшения из искусно обработанного камня, позолота, яркие детали.

При воссоздании готического дизайна интерьера очень важную роль играет освещение. Вытянутые окна-арки, витражи создают особую атмосферу. Комната будто наполняется таинственным, мифическим светом.

Классический готический стиль характеризуется наличием в интерьере определенных элементов. Напоказ обязательно выставляются массивные потолочные балки и деревянные стропила. Зеркала в тяжелых золоченых рамах; картины в старинных массивных окладах; кованые подсвечники — без всего этого невозможно представить себе готическую залу. Помещение обязательно должно быть украшено позолоченной лепниной, резными порталами, сложным лиственным орнаментом. Для поздней готики характерно стилизованное изображение языков пламени. Настенная роспись, фрески, мозаика и майолика все это черты готического стиля. Кроме того, готика немыслима без обилия в интерьере тканей. Гардины от потолка до пола, оббитые тканью стены, покрывала очень важные детали при создании такой стилизации. Ткань должна соответствовать общему направлению в оформлении помещения. Идеально впишется материал с золотой нитью, мелким орнаментом в виде звезд или трилистников, набивным рисунком.

Мебель в готическом стиле темная, массивная. Буфеты с высокими гнутыми ножками, огромные шкафы с распашными дверями, сундуки, кровати с балдахинами и высокими спинками – все эти предметы как будто только что пришли из далекого средневековья. Мебель не обязательно должна быть антикварной. Но тогда уж непременно искусственно состаренной.

Отлично впишется в образ огромный камин, выложенный из камня. При оформлении интерьера не рекомендуется злоупотреблять элементами, присущими готике. Вы рискуете получить либо напыщенную безвкусицу, либо музейную экспозицию.

interyer-doma.ru

Основные элементы стиля: каркасы, арки и своды

Самый простой тип готического сооружения – звёздчатый свод. Его стали использовать в тот период, когда возникла необходимость создания большого квадратного перекрытия и укрепления конструкции. Дополнительно крестцовый свод был снабжён рёбрами и нервюрами.

ФОТО: pp.userapi.comПри строительстве Эксетерского собора использовалась технология воздвижения веерных сводов

Композиционная основа сводов была разработана строителем собора Святого Вита в XIV веке. В дальнейшем, звёздчатые и сетчатые своды получили широкое распространение в английской готике.

В больших соборах для создания надёжной конструкции стали использовать аркбутаны – один или два яруса. Особенно часто двухъярусную систему использовали в строительстве пятинефных соборов.

ФОТО: farm6.staticflickr.comКонтрфорсы и аркбутаны – основные элементы каркасной системыФОТО: про-путешествия.comСобор Святого Мунго в Великобритании имеет ярко выраженную каркасную систему

Конструктивные и художественные элементы готического стиля:


контрфорс
вертикальная конструкция, представляющая собой либо выступающую
часть стены, вертикальное ребро, либо отдельно стоящую опору,
связанную со стеной аркбутаном. Предназначена для усиления несущей
стены путём принятия на себя горизонтального усилия распора от
сводов. Внешняя поверхность контрфорса может быть вертикальной,
ступенчатой или непрерывно наклонной, увеличивающейся в сечении к
основанию;


аркбутан
наружная каменная полуарка, передающая горизонтальное усилие распора
от сводов на опорный столб (контрфорс), расположенный за пределами
основного объёма здания;


пинакль
декоративная копьевидная башенка, часто увенчиваемая остроконечным
фиалом. Пинакли ставились в основном наверху контрфорсов, также на
уступах контрфорсов и башен, на коньках и столпах стен.
Конструктивной функцией пинакля является пригруз опоры аркбутана,
чтобы предотвратить её сдвиг. Для данной цели пинакли нередко
утяжеляли свинцом;


нервюры
(фр. nervure — жилка, прожилка) — выступающее ребро каркасного
крестового свода.
Наличие нервюр в совокупности с системой контрфорсов и аркбутанов
позволяет облегчить свод, уменьшить его вертикальное давление и
боковой распор и расширить оконные проёмы. Нервюрный свод также
называют веерным. Система нервюр образует каркас, облегчающий кладку
свода.


Готические своды Сен-Шапель — часовни-реликварии на территории
бывшего Королевского дворца на острове Сите в Париже:

Своды
готического собора:


масверк
— готический декоративний каркасный орнамент, все элементы которого
построены при помощи циркуля. Состоит из стилизованных трилистников
либо четырёхлистников, кругов и их фрагментов. Выполняется глубоким
рельефом на деревянных либо каменных конструкциях.


Вимперг — (нем. Vimperg)
– высокий остроконечный декоративный фронтон, завершающий порталы и
оконные проемы готических зданий. Поле вимперга украшалось ажурной
или рельефной резьбой; по краям вимперг обрамлялся каменными
пластическими деталями и увенчивался крестоцветом (флероном).



Трифорий
  —
невысокая декоративная галерея в средневековых соборах Западной
Европы
,
расположенная в толще стены над арками, отделяющими боковые нефы
 от
среднего.


__________________________________________________________________________________________

Родиной
готической архитектуры является Франция. Крёстным отцом готического
стиля считается влиятельный и могущественный аббат Сугерий, который
в 1135-44 гг. перестроил в новом стиле базилику аббатства Сен-Дени.
Сугерий писал, что высокий, залитый светом храм призван
символизировать безбрежный свет, исходящий от Бога. Вскоре вслед за
Сен-Дени новый стиль был применён при возведении собора Парижской
Богоматери (заложен в 1163) и Ланского собора (заложен в 1165).

Базилика
аббатства Сен-Дени в Париже:

Собор
Парижской Богоматери в Париже:

В каждой
европейской стране готика имела свои особенности, но в целом можно
выделить три периода развития этого стиля, характерные для всех:

Неоготика и современность

Интерес к готическому стилю в архитектуре возродился в конце 18 века и ознаменовался появлением нового направления — неоготики, характерного, например, для студенческих городков солидных учебных заведений. Появились и светские постройки, например, здание городского совета в Мюнхене или Берлине.

Готический интерьерный дизайн домов знатных европейцев оформился к концу 19 века, когда появилась мода на пышный и одновременно мрачный декор в стиле рыцарского замка. Сегодня его трудно назвать универсальным: для оформления стандартной гостиной он малопригоден, но хорошо смотрится в просторном помещении загородной усадьбы. Для воплощения современного готического стиля не обойтись без определенной стилизации и следующих элементов:

Просторной комнаты с высокими потолками и большими окнами.


Готическая спальняИсточник i.pinimg.com

  • Использования натуральных материалов: дерева, камня, металла.
  • Характерной палитры: иссиня-черного, золотистого, коричневого, фиолетового, изумрудного, темно-синего, насыщенного красного и серебристого цвета.


Интерьер с каминомИсточник roomester.ru

  • Чтобы интерьер не получился чересчур мрачным, палитру разбавляют светлыми красками, как вариант — смешивают с другими стилями.
  • Мебели со средневековым шармом: тяжелой, резной, с коваными деталями, украшенной позолотой и росписью. Гармонично будет выглядеть обивка из роскошных тканей, бархата или парчи темных оттенков.


Светлая готикаИсточник kstudiosdesign.files.wordpress.com

  • Аксессуаров. Детали — важная часть средневекового антуража. Не стоит забывать про витражи, тематические гобелены, бронзовые подсвечники. Атмосферной деталью выглядит потертый кожаный сундук.
  • Освещения. Завершающим штрихом станет кованая люстра с лампами в форме свечи на ветру, которую дополнят подходящие светильники и бра.


Кухня-столоваяИсточник roomester.ru

Видео описание

Об идеях дизайна в духе средневекового замка в следующем видео:

Фото современных домов в готическом стиле


Небольшой современный домИсточник upload.wikimedia.org


Загородный домикИсточник stroimnovyidom.ru


Французская готика в современных домахИсточник proekt-sam.ru


Черный готический домИсточник i.pinimg.com


Смешение современного и готического стиляИсточник mir-s3-cdn-cf.behance.net


Небольшой современный дом в неоготикеИсточник i.pinimg.com


Готический дом в заснеженом садуИсточник i02.fotocdn.net


Деревянный дом в черном цветеИсточник i.pinimg.com


Современная готика в ЧехииИсточник cdn.jhmrad.com


Дом с эркерамиИсточник silka.com.ua


Маленький дачный домикИсточник stroimnovyidom.ru


Готический особняк с террасойИсточник smarthomemaking.com


Загородный дом из кирпичаИсточник cdn.jhmrad.com


Двухэтажное строение с мансардойИсточник i.pinimg.com


Восточная готикаИсточник i.pinimg.com

Готический стиль в архитектуре и интерьере способен подарить немало интересных идей для дизайна гостиной или спальни, но он подходит далеко не каждому, и потому не считается популярным направлением

Чтобы воплотить этот непростой стиль, важно знать, какие особенности ему присущи, уметь выбрать отделочные материалы и мебель, подобрать текстиль и декор в нужной цветовой гамме

Возникновение

Романский стиль начал изживать себя. В это время возникли первые предпосылки к необычному новому искусству. Название «готика», «готическая архитектура» происходит от слова «готы» — варварские племена, имеющие германские корни.

Данное направление некоторое время существовало вместе со старым веянием, поэтому достаточно сложно отделить их разными хронологическими границами. Зато можно выделить черты готического стиля в архитектуре, которые не были похожи на романские.

Когда в двенадцатом веке романское искусство находилось на самом пике своего развития, начало зарождаться новое течение. Даже формы, линии и тематика произведений существенно отличалась от всего, что было ранее.

Готический стиль в архитектуре разделяют на несколько этапов:

  • ранняя готика;

  • высокий, или зрелый, вид оказался на пределе своих возможностей в 13 веке;

  • пламенеющий, или поздний, достиг расцвета в 14-15 веках.

Самые красивые готические соборы Европы:

Реймсский собор (Франция). Объект Всемирного наследия, очень популярное туристическое место (более миллиона посетителей в год). является резиденцией архиепископа Реймса, где короновались почти все короли Франции. Годы строительства: 1211 — 1275. Верхние части фасада были завершены в 14 веке. 

Севильский кафедральный собор (Испания). Находится в списке объектов Всемирного наследия. Построен в 1401—1507 годах на месте бывшей мечети. Относится к поздней готике. Здесь  покоятся останки Христофора Колумба. Собор считается  одной из главных жемчужин в сокровищнице Испанского наследия. 

Миланский собор (Италия). Визитная карточка Милана. Собор поражает скульптурным богатством — здесь насчитывается около 3400 статуй. Одно из самых узнаваемых мест в мире. Собор построен из белого мрамора. Это собор-долгострой: начат в 1386 и закончен в 1965 году. Самая высокая точка собора — 108 метров.

Йоркский собор (Англия). Является одним из крупнейших в своем роде в Северной Европе. Монастырская церковь является резиденцией архиепископа Йоркского. Длина собора — 158 метров, высота — 31 метр. Имеет 3 башни: две по 53 метра и центральная — 61 метр высотой. Нынешнее здание было начато примерно в 1230 году и завершено в 1472 году.

Основы готической архитектуры

  1. Стрельчатая арка. Стрельчатая арка эффективно распределяла силу тяжелых потолков и громоздких конструкций, и могла поддержать гораздо больше веса, чем предыдущие, простые столбы. Такие остроконечные арки стали одним из самых узнаваемых символов готики.
  2. Ребристый свод.
  3. Летящая опора. Помимо практического смысла — на нее распределялась нагрузка, имела большую декоративную роль.
  4. Высота. Все сооружения этой эпохи буквально тянутся к небу.
  5. Сводчатый потолок.
  6. Легкий и воздушный интерьер. Возможно сейчас нам так не кажется, но по сравнению с романской архитектурой, это действительно так.
  7. Гаргульи. Декоративные, чудовищные маленькие существа, расположенные по крышам готических зданий и замков. Гаргульи имеют практическое назначение: они носики для слива дождевой воды. Они вселяли ужас в сердца плохо образованных средневековых крестьян. Многие гаргульи включали в себя элементы гротеска, представляли собой напыщенные или угрожающие позы.

Эти семь элементов изменили мир, подарив ему нечто совершенно новое, изысканное и возвышенное. Готический стиль подчеркивает вертикальность и свет. Это было достигнуто за счет создания новых архитектурных особенностей, которые можно назвать каркасной системой готической архитектуры

К ней относятся такие основные элементы как: контрфорсы, аркбутаны и нервюры. Важной составляющей сооружений готической архитектуры можно считать скульптуры и витражи, без которых не обходится ни одно здание этой эпохи. Стоит отметить, что во времена своего появления и расцвета, не все относились к этому направлению положительно, многие его критиковали, поскольку оно сильно отличалось от романской архитектуры

Но и на закате, этот стиль критиковался. Именно тогда, его стали называть готическим, имея ввиду, что он такой же варварский, как поведение племен готов.

Буквально каждое европейское государство может похвастаться своими впечатляющими и завораживающими соборами, базиликами, замками, ратушами, университетами и другими зданиями, построенными в готическом стиле. Однако, как и следует ожидать от Средневековья, именно соборы и храмы воплощают в себе всю мощь, торжество и красоту готической архитектуры. Образцов классической готической архитектуры на территории всей Европы, а так же Англии и Скандинавии, насчитывается не один десяток. Среди них очень сложно выделить несколько лучших или самых значимых, поскольку каждое такое сооружение уникально, неповторимо и всегда имеет свои отличительные особенности. Только в одной Испании можно насчитать более десяти очень величественных готических соборов, о которых можно рассказывать часами, которыми не перестаешь восхищаться. Например, Собор Святого Креста и Святой Евлалии в Барселоне; Кафедральный собор святой Марии в Сеговии; Кафедральный собор Авилы; католический собор в Толедо и многие  другие. Очень много красивых готических соборов на территории Соединённого Королевства. Одни из них, Глостерский собор, даже стал местом съемок фильмов про Гарри Поттера.

Мозаичные окна в готической архитектуре

Витражи – главная особенность готических соборов. Они использовались для закрытия проёмов, создания сквозного освещения, а также выполняли декоративные функции. Во многих зданиях на витражных окнах изображены христианские сюжеты.

ФОТО: travelpast50.comВитраж собора в Страсбурге выполнен в виде «розы»ФОТО: 2.bp.blogspot.comСложные витражи с изображениями Святых – важнейшая особенность готического стиляФОТО: img-fotki.yandex.ruСвет, проникая через цветные стёкла, создаёт красивую полутень в помещениях

В эпоху Возрождения применялся особый метод изготовления витражей – мастера скоблили заранее выкрашенное стекло, создавая красивый рисунок на бытовую или религиозную тематику.

ФОТО: 1.bp.blogspot.comВитражная «роза» собора Парижской Богоматери – одна из самых впечатляющих конструкций в миреФОТО: informburo.kzВ некоторых соборах витражи могут занимать почти всю стену

Церковь Святой Марии в Любеке

Самая знаменитая церковь в немецком городке Любек является ярким образцом кирпичной готики и настоящим шедевром средневековой архитектуры.

Начали строить её в 1250 году на месте старой деревянной церкви и романской церкви. Решение строить новый символ процветания был принят купечеством Ганзы, чтобы она стала воплощением власти и благосостояния ганзейского города.

В годы Второй мировой войны здание было практически разрушено во время авиационного налёта. Утрачены были и главные святыни церкви. К началу 50-х годов ХХ века усилиями строителей и зодчих храм был полностью восстановлен.

5

Французские готические шедевры

Основателем этого стиля стал монах из аббатства Сен-Дени, который решил создать абсолютно новое здание. Его прозвали крестным отцом готики, а церковь стали показывать в качестве примера остальным архитекторам.

В четырнадцатом веке в столице Франции возник еще один яркий образец готической архитектуры, ставший известным во всем мире — Собор Парижской Богоматери, католический оплот веры в центре города, который сохранил в себе все особенности готического стиля в архитектуре и до наших дней.

Святыню построили там, где раньше римляне чествовали бога Юпитера. С давних времен место было важным религиозным центром.

В новую церковь закладывали первый камень Папа Александр Третий, а также Людовик Седьмой. Проектировал собор известный архитектор Морис де Сюлли.

Тем не менее основатель Нотр-Дама так и не увидел своего детища. Ведь собор был построен только после ста лет непрерывной работы.

Согласно официальной задумке, храм должен был поместить десять тысяч горожан, которые проживали в то время в Париже. И стать прибежищем и спасением в момент опасности.

После стольких лет строительства город вырос в несколько раз. Когда его доделали, собор стал центром всего Парижа. У входа тут же образовались базары, ярмарки, начали выступать уличные артисты. Цвет парижской знати собирался у него и обсуждал новые веяния моды.

Исторические этапы развития готического стиля в архитектуре

В архитектурных сооружениях Европы середины XII столетия господствовал романский стиль с античной классикой тяжёлых, массивных стен, круглых арок и узких окон-бойниц. В то же время происходило зарождение готического искусства, с иными понятиями эстетических идеалов и создания форм. Как ни странно, название воздушному стилю дали древнегерманские племена готов, покорившие Рим. Людям той эпохи казалось варварством отступление от древних канонов.

Развитие готики, как искусства, происходило в странах с господством христианской церкви. Определяющими элементами стиля стали храмы и соборы – воплощение новых веяний не только в архитектуре, но и в живописи и скульптуре. Выделяют четыре основных периода развития готики:

  • ранняя готика – XII век;
  • зрелая или высокая готика – XIII век;
  • поздняя, пламенеющая готика – XIV — XV век.

С зарождением в XV столетии нового течения Ренессанс, готическое искусство отошло на второй план.

Ранняя готика

Родоначальником стиля считается Франция, её провинция Иль де Франс. В середине XII столетия в аббатстве Сен Дени была построена церковь с элементами готической стилистики. При её сооружении убрали лишние стены, расширили фасад, удлинили арочные своды и получился первый образец готики – более светлый, масштабный и торжественный.

Монастырская церковь Сен Дени

Особенностями ранней готики отличаются архитектурные элементы храмов Нуайона, Лана и других французских провинций.

Раннеготический собор в Лане

В них пока ещё преобладает некоторая тяжеловесность романского стиля, не хватает свободного парения и раскованности.

Период зрелой готики

Эпоха высокой готики характеризуется более богатыми композициями, с большим количеством скульптурных, живописных и мозаичных элементов. В зрелом стиле в совершенстве используются каркасные конструкции, поднимающие своды храмов на недосягаемую высоту.

Собор в Реймсе – замечательный пример органичного синтеза зодчества и скульптуры

Ещё одной особенностью зрелого готического стиля стали каменные перемычки окон в форме розы с расходящимися от центра лучами.

Интерьер Амьенского собора с окном розой

Особенности поздней готики

Этот архитектурный стиль охватывает пространства Англии и южной Европы, где готика получает своеобразный местный колорит. В поздней готике наблюдается переизбыток декоративности:

  • чрезмерное количество скульптур и барельефов;
  • витиеватая скрученность фигурных шпилей;
  • стрельчатые оконные проёмы, с усложненным трафаретом перемычек.

Католический храм Нотр-Дам в центре Руана – яркий пример пламенеющей стилистики

Стены сооружений в невероятном количестве покрывают стрельчатые арки, резные в кружево вимперги, кокетливые статуи в вызывающих позах.

Как появилась готика

Дата рождения готического стиля в архитектуре точно известна. Аббат Сугерия затеял перестройку обветшалой церкви при французском аббатстве Сен-Дени. По завершению реконструкции, в 1144 году, перед миром предстал храм, возведенный в неизвестном до сих пор стиле, позднее названным готическим.

Аббат раскрыл символику необычного облика церкви. По его задумке, храм — это корабль, уносящий паству к горним высям. Аналогия лежала на поверхности — своды напоминали паруса, поймавшие ветер, а высокие колонны — корабельные мачты. Неф (пространство, выделенное колоннами) в переводе с латинского так и называется «корабль».

Первая готическая церковь отвечала духу времени, была одновременно значительной, возвышенной и впечатляющей воображение. Успех послужил причиной распространения и дальнейшего развития готической архитектуры сначала во Франции, а затем и в Германии, Италии, Британии и других странах.


Интерьер собора в ЭксетереИсточник farm2.static.flickr.com

Подходом к строительству готическая архитектура принципиально отличалась от предыдущего, романского стиля. Архитекторы открыли новый способ воздействия нагрузки на постройку, при котором вес и давление каменной кладки распределялись не по всему периметру, как было раньше, а сосредотачивались в определенных точках. При этом нагрузка на другие части строения оказывалась минимальной.

Открытие позволило заменить привычный цилиндрический свод новым, нервюрным, получившим название от характерных выступающих ребер — нервюр, несущих нагрузку в готическом каркасном крестовом своде. Революционная каркасная система открыла впечатляющие возможности для строительства высочайших и одновременно мистически-воздушных храмов, некоторые из которых по высоте превосходили пирамиду Хеопса. 


Устройство каркасной системыИсточник cf.ppt-online.org

Разнообразие

В настоящее время готический стиль делится на несколько направлений, которые, естественно, не зависят от социального статуса его поклонников. Скорее, это дело вкуса и предпочтений.

  • Антикварное (романтическое), использующее модные тенденции XVIII века и характеризующееся наличием кружев, перчаток до локтей, платьев макси, корсетов и вуалей.
  • Вампирское, являющееся своеобразным подражанием «киношным» вампирам. Девушки, придерживающиеся этого направления, старательно подчеркивают свою сексуальность, используют ярко-красные детали в своих нарядах или макияже (помада, лак для ногтей).
  • Металлизированое (рок). Перекликается с «металлом» в музыке и использует кожаные вещи, дополненную всевозможными цепями, ошейниками, шипами. Допускается здесь и применение одежды из латекса.
  • Кибер-направление. Умело сочетает элементы готики с индустриальными. При создании образов предпочтение отдается искусственным тканям, кислотным оттенкам, обуви на высокой платформе.
  • Лолита (J-Goth). Направление родом из Японии. Его главными атрибутами являются готические платья до колен, обильно декорированные оборками и кринолином. В качестве аксессуаров используются зонтики, шляпы, обувь с закругленными носами на высокой платформе.
  • Корпоративное. Своего рода «приспособление» субкультуры и ее моды под требования дресс-кода. Характеризуется минимальным использованием аксессуаров и практическим отсутствием макияжа.

Помимо этих вариантов, в современной готике можно выделить;

  • викторианских и ренессансных готов, воплощающих образы прошлого;
  • андрогинных, пытающихся «замаскировать» за нарядами и косметикой свой истинный пол;
  • глиттер- и фэйри-готов, к которым относятся исключительно девушки, перекрашивающие свои волосы в нехарактерные яркие цвета, заплетают дреды и косички.
  • вестерн-готов, напоминающих фильмы о ковбоях.

Представители последней группы – наиболее малочисленны и встречаются реже других.

Костёл Святой Анны в Вильнюсе

Небольшая часовня является жемчужиной красной готики, так называются постройки в готическом стиле из красного кирпича. Подобные строения характерны для восточной Европы и северных государств центральной Европы.

Общее описание. Костел представляет собой небольшое здание, имеющее форму вытянутого прямоугольника длиной 22 и шириной 10 метров, с боковыми тонкими стенами, стрельчатыми окнами, между которыми выступают столбы, играющие роль контрфорсов для поддержания тяжелого свода.

Место расположения: город Вильнюс, Литва.

Даты постройки: 1495-1500 гг.

Кто построил? Достоверно не известно, но есть предположение, что им был архитектор Михаель Энкингер из Данцига.

Главный фасад костёла Святой Анны

Наиболее ценным элементом сооружения искусствоведы считают главный фасад, симметрия которого достигается тремя изящными башнями, имеющими одинаковую высоту. Фронтон, отличающийся декоративностью и многообразием форм и линий, удивительной пластикой — истинный архитектурный шедевр.

Интерьер костёла Святой Анны, общий вид

После пожара 1761 года, стены были оштукатурены, в таком виде здание дошло до наших дней. Вероятно, эта постройка имеет самый скромный интерьер во всём нашем рейтинге. Здесь мы не найдём никаких орнаментов, каменной резьбы, а лишь самые простые готические элементы: потолочные нервюры, стрельчатые своды, витражи. С одной стороны, сыграло свою роль влияние архитектурных течений восточной Европы, но в то же время перед нами интерьер, свидетельствующий о закате величественного стиля.

Неофициальный символ города

На вершине собора – смотровая площадка, куда ведут 500 ступенек узкой крутой лестницы. В соборе проводятся службы и мессы, религиозные праздники. В стенах храма устраивают концерты органной музыки. Кёльнский собор – открытый для посещения музей, где хранятся уникальные коллекции гравюр, полотен и картин на библейские темы, скульптуры и средневековые фрески. Восхищают витражи с изображением германских королей и библейских сцен.

Вокруг храма – живописный природный парк с ухоженными газонами и цветочными клумбами. По периметру – удобные скамейки, уличные музыканты развлекают незатейливыми мелодиями. Рядом – уютные кафе, где можно перекусить.

В 1996 году Кёльнский собор внесен в перечень объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Зданию угрожает загрязнение в городской черте промышленного Кёльна. Кладку размывают кислотные дожди и оставляют уродливые следы на стенах из светлого песчаника.

С тех пор, как в 1880 году построили собор, здание постоянно обновляют и ремонтируют. Об этой вечной стройке горожане передают из поколения в поколение легенду. Замысел кафедрального собора настолько грандиозен, что первый архитектор Герхард фон Риле не мог создать чертежи. Работа тяготила зодчего, он часто ошибался и хотел отказаться от непосильной работы.

В минуту отчаянья Герхард решился на страшную сделку с дьяволом: в обмен на бессмертную душу архитектора дьявол принесет готовые чертежи собора. С первым петушиным криком дьявол обещал выполнить обещание. Любимого мужа спасла жена. Встав пораньше, она пропела песню вместо петуха и направилась к дьяволу, который передал ей чертежи.

Узнав об обмане, дьявол погубил навек душу жены и проклял собор, объявив, что день завершения строительства собора станет последним днем человечества. «Когда мы закончим строить собор, наступит конец света» – так говорят жители Кёльна. Может быть, поэтому строительство никогда не заканчивается?

Мозаичные окна в готической архитектуре

Витражи – главная особенность готических соборов. Они использовались для закрытия проёмов, создания сквозного освещения, а также выполняли декоративные функции. Во многих зданиях на витражных окнах изображены христианские сюжеты.

ФОТО: travelpast50.comВитраж собора в Страсбурге выполнен в виде «розы»ФОТО: 2.bp.blogspot.comСложные витражи с изображениями Святых – важнейшая особенность готического стиляФОТО: img-fotki.yandex.ruСвет, проникая через цветные стёкла, создаёт красивую полутень в помещениях

В эпоху Возрождения применялся особый метод изготовления витражей – мастера скоблили заранее выкрашенное стекло, создавая красивый рисунок на бытовую или религиозную тематику.

ФОТО: 1.bp.blogspot.comВитражная «роза» собора Парижской Богоматери – одна из самых впечатляющих конструкций в миреФОТО: informburo.kzВ некоторых соборах витражи могут занимать почти всю стену

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector